Tsveto.ru

Этапы развития растений

Фазы развития комнатных растений

Как часто случается такое, что комнатное растение, определенное время радующее своих хозяев сочной листвой, красивым цветением и благоуханием, начинает сбрасывать листву, увядать, вытягивать и оголять стебли, останавливаться в росте. Во многих случаях, данное явление считается абсолютно нормальным, ведь за периодом активного роста наступает период покоя.

Рассмотрим фазы роста растений и основные этапы развития.

Период активного роста

Активный рост, жизнедеятельность и бурное развитие называют вегетацией. Временной интервал, за который растение проходит полный цикл развития, называют вегетационным периодом. Таким образом, в период вегетации цветок имеет возможность активно проявлять заложенные природой жизненные функции.

За весь вегетационный период растение проходит фенологические фазы. Например, у большинства комнатных цветущих растений выделяют такие фенофазы:

  1. Процесс вегетации в начале цикла развития (период времени от прорастания семян растений-однолетников или отрастания побегов, развертывания листочков многолетников вплоть до появления бутонов);
  2. Процесс бутонизации;
  3. Процесс цветения;
  4. Процесс плодоношения;
  5. Процесс диссеминации (рассеивание семян и плодов);
  6. Процесс вегетации в конце цикла развития;
  7. Процесс отмирания (полное отмирание для однолетников или отмирание надземных частей у многолетников).

Продолжительность периода активного роста сильно зависит от биологической группы растения, от видов и сортов, от зон произрастания, от внешних факторов (освещение, влажность и т.д.)

Период покоя

Фаза покоя – это такое состояние, при котором не наблюдается видимый рост цветка. В это время отмечается приостановка большинства физиологических процессов растения. Отдельные же процессы прекращаются совсем. Организм цветка практически не функционирует, не тратит ресурсы, не поддается воздействию внешних факторов. Разделяют вынужденный и органический покой:

  • Органический покой. Обуславливается наследственными свойствами, которые заложил процесс эволюции. Эти процессы в науке называются эндогенными (глубинными). Они программируются для каждого вида, семейства или рода отдельно. Такие процессы, как правило, никогда не нарушаются. Для того чтобы изменить эндогенные процессы, цветку требуется определенное время, определенная влажность, условия освещения и температура;
  • Вынужденный покой. Вынужденный покой имеет место тогда, когда растение оказывается в неблагоприятных условиях для развития. В первую очередь, может сказаться низкое освещение в зимнее время, понижение температуры, недостаточное увлажнение, снижение уровня микроэлементов в почве и др. Все эти факторы в науке называются абиотическими факторами среды.

В период покоя цветы требуют особых условий, при не соблюдении которых, домашние зеленые любимцы могут отстать в развитии и не выйти своевременно из «спячки».

Похожие статьи:

К наиболее важным условиям можно отнести:

  • Световой режим. Цветы лучше всего переместить на теплый и хорошо освещаемый подоконник. Наилучшим вариантом могут стать окна, обращенные на юго-запад или на юг. Столь близко к окнам можно не ставить теневыносливые растения. К примеру, плющи, филодендрон, монстера, папоротники хорошо себя чувствуют в отдалении от окна. Цветущие растения, в период покоя, требуют дополнительного освещения. С этой проблемой могут справиться люминесцентные лампы. Устанавливают их на высоте 15 см над цветком. Включать лампы надо на 2 часа утром и вечером;
  • Температурный режим. В период покоя, температура воздуха в помещении, в котором живет растение, должна быть ниже той, которая обычно поддерживается в период вегетации. Наилучший вариант – неотапливаемое, но светлое помещение. Если держать растение в отапливаемой комнате, есть риск того, что повышенная сухость воздуха негативно скажется на его развитии. Морозостойкие виды можно ставить на неутепленные подоконники и ограждать их оргстеклом или пленкой. Чтобы не загнили корни, нужно следить, чтобы цветок не замер. При стандартной комнатной температуре в зимнее время (18-20 градусов) хорошо себя чувствуют лишь тропические растения, любящие тепло (сентполии, филодендроны, отдельные виды бегоний);
  • Водный режим. В период покоя требуется и сокращение полива до 1 раза в 7, а то и в 30 дней. Связывают это с сокращением продолжительности светового дня и с понижением температуры. Поливать лучше всего теплой водой. Полив холодной водой может привести к развитию гнилостных процессов на корнях. Если в помещении отмечается постоянная высокая температура, то полив не уменьшают. Цветущие в осенне-зимний сезон растения, поливают в таком же режиме, как и летом. Если цветок нуждается в повышенной влажности, то его вообще не поливают. Вместо полива необходимо сильно увеличить частоту опрыскиваний. Обычный режим полива возобновляют в весеннее время;
  • Защита от вредителей. В зимнее время, в связи с пониженной влажностью воздуха, на растениях могут появиться красные клещики, кокциды, трипсы, следы белокрылки, тля. Чтобы этого не случилось, горшки с цветами ставятся на поддоны со мхом, влажным керамзитом или песком. Чтобы справиться с вредителями, можно воспользоваться химическими препаратами. Однако если в доме есть дети и животные, борьбу с вредителями можно проводить и при помощи натуральных препаратов (водная настойка чеснока, одуванчика, чистотела, лука, махорка, табак, сухие томатные листья, корки цитрусовых и т.д.). После удаления вредителей нужно чаще опрыскивать листья, чтобы они не пересыхали. Если в процессе заражения отдельные части растений были сильно повреждены, их лучше удалить;
  • Питательный режим. Пересадка. Как правило, в период покоя цветы не пересаживают и не подкармливают. В подкормках нуждаются лишь цветущие зимой растения.

Виды растений

Все виды домашних растений разделяются на 3 группы:

  • Растения, которые не имеют периода покоя (пальмы, плющ, кротон, циперус, традесканция и т.д.).
  • Растения, у которых есть обязательный период покоя (кактусы, миртовые, кипарис, каладиум, орхидеи, глоксинии и др).
  • Растения, для которых период отдыха (покоя) необязателен (отдельные драцены, папоротники, фикусы, кринумы и т.д.).

Прежде чем приобретать в дом новое растение, необходимо тщательно ознакомиться с его видом, свойствами, условиями содержания. Только так можно понять, будет ли комфортно цветку в той среде, в которой ему предстоит «жить» или нет.

Этапы роста растения

Индивидуальный рост и развитие растений, размножающихся семенами, разделяется на зародышевый и послезародышевый этапы. Также рассмотрим питание растений на разных этапах развития.

Началом первого этапа является образование зиготы, а завершением – прорастание семени. Послезародышевый период состоит из нескольких этапов: проросток, молодость, зрелость, старость.

Этап проростка начинается с прорастания семени и заканчивается образованием первых зеленых листиков.

Питание проростка осуществляется благодаря питательным компонентам семечки.

Период развития, начиная с образования первых зеленых листочков и заканчивая началом цветения, называется молодостью. На этом этапе проходит формирование и рост всех вегетативных частей цветка.

Питание осуществляется благодаря процессу фотосинтеза. У разных растений продолжительность этапа молодости отличается.

Так, у однолетних растений он может длиться всего 30-50 дней, после чего появляются бутоны. У многолетних же кустарников и деревьев молодость может продолжаться целый год, а то и несколько лет.

Этап зрелости начинается с появлением первых бутонов и заканчивается прекращением размножения семенами. Даже у многолетних цветов наступает период, когда перестают образовываться генеративные органы. Они уже не так часто и обильно цветут, и все реже образовывают плоды. Молодые побеги практически не растут, а старые начинают отмирать.

Период развития от последнего плодоношения до полной гибели растения называется старостью.

Как растут растения: основы растениеводства

Как растут растения. Стадии роста растений. Рост и развитие растений можно ускорять и замедлять. Выгонка растений (досрочное прекращение покоя)

Огородники и садоводы-любители выращивают растения из года в год, не задумываясь о базовых принципах растениеводства, а зря! Знание о том, как растут растения поможет создать благоприятные условиях для зелёных питомцев, улучшить урожайность и облегчить уход за ними. Век живи — век учись!

Предлагаем вашему вниманию научные основы роста и развития растений, в дополнение к вашему багажу знаний и опыта. Сведения, приведенные в статье, помогут лучше «понять» растения и выращивать их осознанно.

Читать еще:  Уход за драценой в домашних условиях обрезка

Что такое рост растений

Рост растений — процесс образования клеток, тканей, органов растений, который сопровождается увеличением объема, массы и размеров. При росте растений формируются новые почки, листья и побеги, увеличивается высота растений, толщина стволов и листьев, размеры побегов.

Растут растения незаметно для глаза человека, особенно при хранении, когда у растений идет процесс образования почек.

В научном растениеводстве принято выделять 10 фаз роста и развития растений.

1. Семена в покое. У семени процессы жизнедеятельности сильно замедлены.

2. Набухание семян. При набухании семена активно поглощают влагу, увеличиваются в размерах, а внутри семени идет активная деятельность ферментов, превращающих органические запасы питательных веществ в простые и доступные для зародыша растения. Начинается процесс дыхания — семена требуют повышенное количество кислорода.

3. Прорастание семян. При прорастании семян начинается активная деятельность зародыша, образуется корешок, выступающий за пределы семенной оболочки. Для успешного прорастания семени необходима определенная температура, индивидуальная для каждого вида растения. Например, семена редиса, моркови, брюквы, салата и других холодостойких растений прорастают при температуре °C; семена фасоли, сахарной кукурузы, клубни картошки прорастают при °С; семена дыни, арбуза, баклажана при °С. Если тепла недостаточно для прорастания семян, семена приостанавливают рост и могут загнить.

Четвертая и пятая фазы роста растения: слева – всходы, справа – рост листьев и корней. Фото:

4. Всходы. Всходы — четвертая фаза роста растений, в это время над поверхностью почвы появляются семядольные листья. К моменту появления всходов истощаются запасы питательных веществ внутри семени. Растение переходит на самостоятельное питание: листья поглощают углекислый газ из воздуха, а корни питательные вещества из почвы. В фазе всходов растению становится необходим весь комплекс факторов роста — влага, воздух, оптимальная температура и свет. Освещенность в момент появления всходов играет главную роль — при недостатке света растение может погибнуть, так и не перейдя на следующую стадию роста.

5. Рост листьев и корней. В фазе роста корней и листьев растение формирует мощную корневую систему и увеличивает поверхность листьев. В это время происходит накопление питательных веществ в различных органах растения: клубнях, корнеплодах, луковицах, кочанах, ягодах и др. Плодовые овощные растения в фазе роста листьев и корней накапливают в стеблях и листьях достаточное количество питательных веществ, которые пригодятся при формировании органов размножения.

6. Рост стебля и боковых побегов. Переходя в фазу роста стебля и боковых побегов, растение расходует большое количество питательных веществ, накопленных в фазе роста листьев и корней для роста стебля и усвоения питательных веществ. Это очень важная фаза. Образование стеблей и ответвлений у плодовых овощных растений сопровождается формирование органов размножения. Двулетние и многолетние растения переходят к этой фазе на второй год жизни, а однолетние — в год посадки. У двулетних растений шестая фаза может происходить в первый год, в это время наблюдается образование цветоносов, тоже происходит и у однолетних растений, когда они «перескакивают» фазу формирования продуктовых органов (редис, шпинат, салат).

7. Бутонизация — седьмая фаза роста растений, период когда на растениях образуются бутоны. Бутонизация сопровождается активным ростом листьев на появляющихся стеблях.

8. Цветение — восьмая фаза роста растений, наступающая после распускания бутонов. Во время цветения процесс образования корней и листьев замедляется. Цветение — период опыления цветков. У большинства растений перенос пыльцы с цветка на цветок выполняют пчелы и другие насекомые. После оплодотворения семяпочек цветки усыхают или опадают.

9. Рост плодов — девятая фаза роста растений. В фазе роста плодов оплодотворенная завязь разрастается и увеличивается в размерах, в плодах формируются семена и накапливаются питательные вещества. Рост плодов завершается по достижении максимальных размеров для вида и сорта растения.

10. Созревание плодов — десятая фаза роста растений, во время которой плоды не увеличиваются, но в них происходят физиологические процессы роста. В фазе роста плодов семена приобретают характерную для растения окраску и достигают полной спелости.

Знание фаз роста растений помогает скорректировать агротехнические мероприятия и ухаживать за растениями с максимальной пользой для них.

Продолжительность жизни растений

Овощные растения принято делить на три группы по продолжительности периода жизни.

1. Однолетние растения — растения, успевающие пройти все фазы роста и развития за один год. Когда все «земные дела» выполнены, однолетние растения отмирают. Все плодовые растения, а также шпинат, салат, редис, пекинская и цветная капуста, укроп и др., относят к однолетним растениям при выращивании умеренном климате.

2. Двулетние растения — растения, формирующие листья, корнеплоды, клубни, луковицы, кочаны, стеблеплоды в первый год жизни, оставляющие формирование цветоносов, плодов и семян на второй год жизни. Чтобы размножать двулетние растения, клубни, корнеплоды, луковицы, кочаны вместе с корнями хранят зимой в хранилище, а на следующий год высаживают в открытый грунт. Примеры двулетних овощных растений: морковь, редька, репа, свёкла, сельдерей, петрушка, белокочанная, савойская и брюссельская капуста.

Картофель, в умеренном климате выращивают как двулетнее растение. Фото: Википедия

3. Многолетние растения — растения, формирующие в первый год жизни мощные корни и листья, но не образующие плодов и семян. Образование плодов и семян у многолетних растений происходит на второй, третий год жизни и продолжается много лет. Примеры многолетних овощных растений: ревень, спаржа, хрен, лук-батун, щавель.

Отметим, что все три группы растений подразделяют условно, ведь на родине (там где растение растет в дикой природе) многие привычные нам однолетние растения прекрасно растут в многолетнем режиме, например: томаты (помидоры), сладкий перец, базилик, майоран и др.

Даже в пределах одного вида растений, продолжительность жизни может быть сортовым признаком, например некоторые сорта редьки (Ремо, Штутгартская) формируют семена за один год жизни, хотя редька считается типичным двулетним растением.

Состояние покоя у растений

Тепло — важнейший фактор роста растений, поэтому летом начинается активная жизнедеятельность у овощных растений, замедляющаяся при наступлении холодной погоды и сокращении светового дня.

Когда растение переходит в состояние покоя все процессы: фотосинтез, дыхание, транспирация, испарение воды листьями; затормаживаются и приостанавливаются. В покое, в клетках растений происходят изменения: уменьшается количество влаги, протоплазма клеток становится более вязкой, простые органические вещества превращаются в более сложные и откладываются в запас. Состояние покоя помогает растениям переносить неблагоприятные условия, складывающиеся при смене времен года.

Однолетние овощные растения переходят в состояние покоя при созревании семян, из которых при благоприятных условиях могут сформироваться новые растения.

Двулетние растения могут переходить в состояние покоя после образования продуктовых органов запаса (овощей) — корнеплодов, клубней, луковиц, корневищ, кочанов.

Находясь в глубоком покое, растения не могут расти даже при благоприятных условиях, например, картофельные глазки не пробуждаются даже если их после выкопки посадить в теплицу. В хранилище клубни картофеля могут прорастать в январе-марте, но не прорастают из-за низкой температуры. Период, когда растения способны к прорастанию, но условия этому не благоприятствуют, принято называть периодом вынужденного покоя.

Состоянием покоя растения можно управлять. Чтобы ускорить наступление покоя, растения перестают поливать, подкармливать азотными удобрениями, подрезают корни.

Чтобы ускорить выход растения из состояния покоя прибегают к выгонке. При выгонке луковицы репчатого лука купают в тёплой ванне, с температурой +40 °C, а картофельные клубни обрабатывают химическими растворами (тиомочевина, этиленхлоргидрин, роданистый натрий), воздействуют стимуляторами роста — гетероауксином, гиббереллином, этрелом.

Необходимость выгонки наступает при выращивании семян у двулетних растений. Поэтому маточники прикапывают на утепленных участках почвы за дней до высадки на постоянное место. Подращивание маточников улучшает созревание семян у растений с длинным вегетационным периодом.

Читать еще:  Уход за бегонией клубневой

Ускорение образования плодов и семян

Под воздействием тепла растения проходят первую, температурную стадию, называемую чаще всего яровизацией. Яровизация начинается после прорастания семени. У холодостойких растений (капуста, салат, все корнеплодные растения, шпинат) яровизация протекает при температуре °C, у репчатого лука — при °C.

Чтобы ускорить формирование плодов и семян, маточники этих растений в течение определенного времени необходимо хранить при указанной температуре. Если таких условий не будет, растения не перейдут к образованию стеблей, цветков и семян.

Это свойство растений используют при вегетативном размножении репчатого лука. С этой целью луковицы, предназначенные для посадки, хранят при температуре, при которой процесс яровизации пройти не может (-1 — + 1 °C или выше +18 °C).

У томатов, огурцов, фасоли и других теплолюбивых культур яровизация протекает при температуре, которая является благоприятной для роста.

Световая стадия — вторая стадия развития плодов и семян, реакция растений на продолжительность светлого и темного периодов суток.

Растения длинного дня, развивающиеся и переходящие к формированию плодов при световом дне более 12 часов, например: салат, все корнеплодные растения, капуста, шпинат и др. При выращивании в условиях короткого дня (световой день менее 12 часов в сутки) образование цветоносных стеблей и стрелок у растений длинного дня задерживается. Поэтому, при выращивании редиса, салата, шпината в парниках, световой день искусственно сокращают до

Арбуз и баклажан никак не реагируют на продолжительность светового дня, поэтому их называют нейтральными.

Продолжительность периодов жизни растения

По продолжительности периодов, стадий, жизни растения принято делить растения на кратко-стадийные и длинностадийные. У кратко-стадийных, скороспелых растений, каждая стадия продолжается суток (шпинат, редис, салат), а у длинностадийных — суток (капуста, петрушка, морковь, сельдерей, брюква).

Продолжительность прохождения стадийных изменений у растений бывает различная. У короткостадийных изменения происходят за (салат, редис, шпинат), у длинно-стадийных — за 120 и более суток (морковь, петрушка, сельдерей, поздние сорта капусты, брюква и др.). К средне-стадийным растениям относят столовую свеклу, репчатый лук, репу, редьку и др.

Продолжительность вегетационного периода, сроки наступления цветения и плодоношения у однолетних, двулетних и многолетних растений зависят от скорости прохождения ими отдельных периодов роста и развития. Изменяя почвенно-климатические условия и способы культуры, можно удлинять или укорачивать жизнь растений.

Влиянием продолжительности температурной и световой стадий объясняется образование цветоносных стеблей (стеблевания) у двулетних растений в первый год их выращивания, а также задержка появления цветоносов при семеноводстве двулетних овощных растений после высадки маточных растений в поле.

Понимание биологической сущности процессов, протекающих в растениях, позволяет овощеводу управлять ростом и развитием растений.

Рост и развитие проходят одновременно, но с различной скоростью. Соотношение между ростом и развитием овощных растений проявляется по-разному, возможны четыре варианта развития событий:

  1. Быстрый рост и быстрое развитие. Наблюдаются у овощных растений из группы плодовых, растения быстро развивают вегетативную массу и переходят к плодоношению.
  2. Быстрый рост и медленное развитие. Желательно при выращивании продуктового органа вегетативного характера: корнеплод, луковица, стеблеплод.
  3. Медленный рост и быстрое развитие. Наблюдаются при неблагоприятных условиях, например при засухе. Растения, не сформировав продуктового органа, переходят к стеблеванию.
  4. Медленный рост и медленное развитие. Такие условия создают при консервации рассады, когда ее содержат в теплицах до наступления более благоприятных условий освещения при пониженной температуре и ограниченном водоснабжении.

Биология

Эволюция растений

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Происхождение растений

Изначально на Земле было полно питательных веществ. Первые организмы были гетеротрофными одноклеточными и безъядерными, то есть не могли самостоятельно синтезировать органические соединения. Они питались тем, что находили в Мировом океане. Постепенно запасы истощались, а организмов становилось всё больше. Для выживания в такой конкуренции требовалась кардинально новая стратегия.

Так появились первые фотосинтезирующие организмы. Они могли питаться энергией солнечного света и сами производили органические вещества. 2,7млрд лет назад возникли цианобактерии — предки современных растений, которые живы и по сей день.

Раньше их называли синезелёными водорослями, но это не совсем верно. Хоть цианобактерии и умеют фотосинтезировать, они относятся не к растениям, а к бактериям.

У древних бактерий одиночная клетка, в которой нет оформленного ядра, митохондрий, эндоплазматической сети и вакуолей, заполненных клеточным соком. Клетка окружена прочной клеточной стенкой, которая состоит из четырёх слоёв. Часто снаружи стенки расположен ещё и слизистый слой.

Клетки могутфотосинтезировать благодаря наличию в них пигментов: хлорофилла, каротиноидов, фикоцианина и фикоэритрина. Пигменты придают цианобактериям определённую окраску:

  1. Хлорофилл — зелёная окраска;
  2. Каротиноиды — жёлтая и оранжевая окраска;
  3. Фикоцианин — синяя окраска;
  4. Фикоэритрин — красная окраска.

Цианобактерии размножались, заселяли планету и выделяли кислород как побочный продукт фотосинтеза. Это навсегда изменило атмосферу планеты. За почти весь кислород, которым мы дышим, можно сказать спасибо цианобактериям. Появление огромного количество кислорода в атмосфере привело к вымиранию почти всей анаэробной фауны Земли, то есть тех живых организмов, которым для развития не нужен был кислород. Это событие именуется кислородной катастрофой Земли.


Цианобактерии: Источник

Цианобактерии — одноклеточные организмы. Далее эволюция растений разработала многоклеточные организмы. Затем — водоросли. У водорослей нет тканей и органов. Их тело представлено неорганизованным многоклеточным образованием — талломом. По-другому таллом называют слоевищем. К прикреплённым ко дну водорослей развиваются аналоги корней — ризоиды.

У водорослей тоже есть в составе различные пигменты, поэтому они могут по-разному окрашиваться. Окраску зелёных водорослей (хламидомонада, хлорелла) определяет хлорофилл, окраску бурых водорослей (ламинария, фукус) — фукоксантин, окраску красных водорослей (порфира, филлофора) — сочетание хлорофилла, каротиноидов и фикобилина.


Водоросли: Источник

После жизни перестало хватать Мирового океана: так растения вышли на сушу.

Этапы эволюции растений

Водоросли решили развиваться в двух направлениях: одни выбрали дорогу мохообразных, другие — риниофитов.

Мохообразные. У мхов, как и у водорослей, нет настоящих корней: они прикрепляются к земле ризоидами. В отличие от корней, ризоиды — одноклеточные нитевидные образования. У них нет специальных зон со своей специализацией. Мхи относятся к элементарным растениям, не способным к запасанию.


Мхи: Источник

Риниофиты. Другое название — псилофиты. Растения, которые выбрали это направление, выиграли в эволюционной гонке. Сами риниофиты вымерли, но большинство растительных организмов, которые мы наблюдаем сейчас, являются их потомками. У риниофитов не было листьев. Это были первые высшие растения с развитыми проводящими (древесина, луб) и покровными тканями (эпидерма). Благодаря сосудам, их останки хорошо сохранились в окаменевших породах. Остатки служат доказательством эволюции растений.


Риниофиты: Источник

Также учёные находят остатки папоротникообразных в залежах каменного угля и цианобактериальные маты — отложения древних сообществ. Всё это служит напоминанием об эволюции растительных организмов.


Цианобактериальные маты: Источник

Псилофиты существовали совсем недолго. От риниофитов произошли папоротникообразные: папоротники, хвощи и плауны. У них развиты ткани, но имеется один существенный недостаток. Половое размножение папоротникообразных зависит от воды: сперматозоид и яйцеклетка сливаются с друг другом и образуют зиготу только во время дождя.


Папоротникообразные: Источник

Далее появились голосеменные растения. У них вместо сперматозоида образуется спермий — неподвижная мужская половая клетка. Пыльца становится пыльцевой трубкой, формируя неподвижные безжгутиковые спермии. Они соединяются с яйцеклеткой. Из сформировавшейся зиготы вырастает семя. Шишка одревесневает, открывается, освобождая семена для дальнейшего распространения. Однако, всё это время семена беззащитны перед неблагоприятными условиями среды.


Голосеменные растения: Источник

Покрытосеменные довели процесс полового размножения практически до совершенства. Вегетативная клетка удлиняется и становится пыльцевой трубкой. Она вырастает и пробирается к зародышевому мешку. Генеративная клетка делится на 2 неподвижных спермия. Один из них соединяется с яйцеклеткой, образуя зиготу. Второй объединяется с центральной клеткой, формируя в дальнейшем эндосперм. Этот процесс именуется двойным оплодотворением. В отличие от голосеменных растений, далее семя защищается от неблагоприятных воздействий мощным околоплодником.

Читать еще:  Гибискус приметы и суеверия


Покрытосеменные растения: Источник

Именно в таком порядке появились привычные растения. Порядок их образования изображают в виде дерева, которое называется филогенетическим.


Филогенетическое древо растительного мира: Источник

Антропогенное воздействие на растения

Как вы помните из прошлого урока, антропогенные экологические факторы — это воздействие человека на окружающую среду. К сожалению, на развитие растений влияет не только конкуренция, которая ведёт к совершенствованию, но и негативное воздействие человека, которое ведёт к уничтожению видов и искажению окружающей среды.

Процесс воздействия идёт в четырёх направлениях:

  1. Уменьшение разнообразия видов. Человечество вырубает леса, вследствие чего уменьшается не только количество деревьев, но и число тех растений, которые росли под их кронами. Токсичные отходы убивают растения, которые живут рядом с заводами и дорогами. Это ведёт к полному изменению растительного сообщества. Леса заменяются культурными растениями, среди которых не происходит такого активного круговорота веществ. Это влияет не только на растения, но и на лесных животных.
  2. Разграничение растительных сообществ. Между сообществами создаются барьеры, что приводит к раздельной эволюции мелких групп. В результате такого раздельного развития большие таксоны делятся на мелкие. Простой пример: проложение дороги посреди растительного сообщества. Растения перестают взаимодействовать между собой: конкурировать, размножаться. В конце концов, могут совсем потерять связь.
  3. Объединение растительных сообществ. Этот процесс идёт в совершенно другом направлении. Из-за уничтожения барьеров и перемещения людей растительные сообщества могут объединиться и сродниться между собой. Например, в Польше так появились потомки близких, но разных видов: лиственницы польской и лиственницы европейской.
  4. Появление растений загрязнённых местообитаний. В результате загрязнений изменяется среда обитания, а вместе с этим и растительные сообщества. В Канаде зарегистрированы мутантные формы голубики близ загрязнённых территорий.

Негативное влияние антропогенного загрязнения очевидно. При этом выделяют три класса взаимодействия загрязнения и растительных сообществ:

  1. Низкий уровень загрязнения. Растения способны поглощать такое загрязнение и очищать атмосферный воздух. Влияние на растительные сообщества незаметно.
  2. Средний уровень загрязнения. Нарушается баланс в сообществе. Растения болеют чаще, так как снижается их иммунитет. Изменяется структура сообщества.
  3. Высокий уровень загрязнения. Отмечается высокий уровень гибели растений. Сообщество упрощается незамедлительно.

Существуют виды, по которым можно судить об уровне загрязнения окружающей среды. Метод называется биоиндикацией. В основном используются лишайники. Тогда биоиндикация становится лихеноиндикацией. Они особо чувствительны к вредным воздействиям, поэтому даже при низком уровне загрязнения массово погибают.


Лихеноиндикация: Источник

Устойчивые виды используют для очищения атмосферного воздуха. К таким видам относятся тополь и лиственница.

Чтобы предотвратить гибель растений, люди организуют особо охраняемые природные территории:

  1. Заповедник. На территории заповедника запрещена хозяйская деятельность. Возможно строительство только объектов научно-исследовательского и экскурсионного характера. Примеры: Алтайский заповедник, Уссурийский заповедник.
  2. Заказник. На территории заказника возможна хозяйская деятельность, которая не вредит охраняемым объектам окружающей среды. Примеры: Ярославский заказник, Саратовский заказник.
  3. Национальный природный парк. На территории национального природного парка разрешена хозяйская деятельность в ограниченных масштабах. Примеры: Национальный природный парк «Таганай», Национальный природный парк «Зюраткуль».
  4. Ботанический сад. В ботаническом саду хранят редкие растения.


Алтайский заповедник: Источник

Также люди ведут красную книгу — это сборник находящихся под угрозой исчезновения живых организмов. Её создали, чтобы привлечь внимание к проблеме исчезновения видов из-за антропогенного воздействия на окружающую среду. Первая красная книга издана в 1966 году.


Красная книга: Источник

Кроме красной книги, есть ещё чёрная и зелёная книги. В чёрной книге хранится список уже вымерших организмов, которых человечество не успело спасти.


Чёрная книга: Источник

Зелёная книга — документ, в котором описаны имеющие значение растительные сообщества.

Типы роста растений

Рост – это совокупность количественных изменений, которые ведут к увеличению размеров, объема и массы вновь клеток, органов или всего организма. Рост семенных растений начинается с прорастания семян и происходит в течение всей их жизни. Первым признаком роста появление зародышевого корешка и зародышевого побега. Особенностью растений является прикрепленный образ жизни, поэтому им крайне необходим прирост всех частей для охвата наибольшего жизненного пространства, ведь для корней и побегов многолетних растений, листьев однодольных растений характерен неограниченный рост. А вот для однолетних растений, генеративных органам которых требуются благоприятные условия формирования и листьев двудольных растений свойственен ограниченный рост. У растений, в отличие от животных, рост происходит только в участках с образующей тканью. Согласно мест размещения образующей ткани роризняють три типа роста: верхушечный ( апикальный ) , боковой ( латеральный ) и вставной ( интеркалярный ). Верхушечный рост – это рост корней и побегов в длину, который осуществляется благодаря делению и росту клеток верхушечной образующей ткани. Утолщение стебля и корня, или боковой рост, происходит с участием боковой образующей ткани. И вставной рост – это рост побегов в длину в участках с вставной образующей тканью, например, в междоузлиях пшеницы, ржи. Рост растений проходит неравномерно. Период активного роста сменяется периодом его замедления. По периодичности рост растений может быть непрерывным и периодическим. При непрерывном росте размеры растения постоянно увеличиваются (однолетние растения), а за периодического – периоды роста чередуются с периодами покоя, когда рост растений прекращается (например, у деревьев умеренного климата). Знание особенностей роста широко используют в сельскохозяйственном производстве. Так, благодаря пасынкованием (удаление боковых побегов), пикирования (отщипывание кончика корня при пересадке рассады) и вершкуванню (удаление соцветия) достигают увеличения урожаев растений.

Итак, рост у растений ограничен и в соответствии с мест размещения образующей ткани различают три типа роста: верховой боковой и вставной.

Периоды и этапы развития растений

Развитиеэто совокупность качественных изменений, которые обусловливают появление новых клеток, органов на отдельных этапах жизни растения. Развитие растения – очень удивительный и сложный процесс, который определяется наследственной информации организма

и влиянием внешних факторов. Он включает деление и рост клеток (цитогенез), образование тканей (гистогенез), органов (органогенез), то есть развитие растений проходит одновременно с их ростом. Всю совокупность преобразований растительного организма – от зарождения до естественного отмирания – называют индивидуальным развитием, или онтогенезом. Онтогенез наземных растений отличается от развития животных тем, что: а) зародыш формируется из зародышевой образующей ткани; б) в процессе гистогенеза формируются ткани образующие основные, ведущие, механические и покровные; в) сформирован зародыш масс такие зародышевые органы, как зародышевые корешок, стебелек, почечку и одну или две семядоли. В развитии цветковых растений выделяют зародышевый и послезародышевый периоды. Зародышевая период длится от зиготы до созревания семян. Во время этого периода и образуются зачаточная образующая ткань, зародышевые корешок и побег и питательное ткань (эндосперм). Завершается зародышевый период формированием и созреванием семени. Послезародышевый период – это период от прорастания до естественного отмирания растительного организма. Он включает: этап проростка – от прорастания до формирования первых зеленых листочков; этап молодости (ювенильный этап) – от появления первых зеленых листочков до цветения; этап зрелости (репродуктивный этап) – от первого цветения к потере способности размножения семенами; этап старения (сенильный этап ) – от последнего плодоношения к гибели организма.

эмбриональный период

постэмбриональное период

1. Этап выработки зародышевой меристемы.

2. Этап образования зародышевых корешка и побега.

3. Этап формирования семени.

1. Этап проростка.

2. Этап молодости (ювенильный этап).

3. Этап зрелости (репродуктивный этап).

4. Этап старения (сенильный этап).

Итак, в развитии растений выделяют зародышевый и послезародышевый периоды, делятся на этапы в зависимости от появления определенных морфологических качественных изменений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector