Да здравствует фикус
Да здравствует фикус!
Джордж Оруэлл
«Да здравствует фикус!» (1936) – горький, ироничный роман, во многом автобиографичный.
Главный герой – Гордон Комсток, непризнанный поэт, писатель-неудачник, вынужденный служить в рекламном агентстве, чтобы заработать на жизнь. У него настоящий талант к сочинению слоганов, но его работа внушает ему отвращение, представляется карикатурой на литературное творчество. Он презирает материальные ценности и пошлость обыденного уклада жизни, символом которого становится фикус на окне. Во всех своих неудачах он винит деньги, но гордая бедность лишь ведет его в глубины депрессии…
Комстоку необходимо понять, что кроме высокого искусства существуют и простые радости, а в стремлении заработать деньги нет ничего постыдного. Что же спасет его?
Я пишу эту рецензию, а на моем столе рядом с пепельницей жалкой бесстыжей кучкой валяются десять металлических червонцев и два потрепанных полтинника – весь мой капитал на сегодняшний день. Признаться честно, тяжело творить на голодный желудок и вытягивать из головы слова, ощущая себя при этом несчастным, убогим голодранцем. Вчера днем я заходил в книжный магазин, хотел купить роман Джорджа Оруэлла «Да здравствует фикус!» в бумажном варианте, но в итоге ушел оттуда несолоно хлебавши, проклиная все вокруг, ибо сейчас на книги такие цены, что проще скачать их в интернете, а на сэкономленные деньги купить бутылку дешевого пойла и упиться до беспамятства, что я, собственно, и сделал.
Увы, в наше время власть денег достигла таких масштабов, что люди, преклоняясь перед Бизнес-богом и принося ему в жертву свои души, постепенно превращаются в их покорных рабов, готовых на все, лишь бы в банке лежала кругленькая сумма, а в холодильнике горы жратвы. И ведь повсюду одни только деньги, деньги, деньги. Везде одни и те же «купи-продай», «возьми кредит», «подари жене шубу», «выгляди стильно», «обеспечь себе достойную старость». И конца и края этому нет. И как же тошно порой бывает от всего этого. Ох, как тошно! А если ты нищий, так на тебя вообще никто смотреть не захочет. Деньги, конечно, много чего дают полезного и приятного, но еще они дают прекрасный повод ощутить себя мелким, грязным, отвратительным ничтожеством, особенно тогда, когда их у тебя нет. Так может быть действительно стоит объявить деньгам войну и попытаться сбросить с себя их гнет?
Гордон Комсток в романе «Да здравствует фикус!» так и сделал, но в конечном итоге потерпел жестокое поражение. Потому что по-другому не бывает. Потому что деньги изначально непобедимый соперник. Каким бы ты ни был ловким и проворным Давидом, денежный Голиаф все равно растопчет тебя, сотрет в порошок и бросит в самый эпицентр поклонения деньгам на потеху обществу потребления с его красноречивыми лозунгами и рекламными плакатами.
Можно, конечно, назвать Гордона Комстока жалким неудачником, пришибленным лузером, ведь он только и делал, что ныл, негодовал, фрустрировал, сыпал проклятиями, а стремиться к чему-то не стремился, но, позвольте, он выбрал свой путь. Путь на дно, подальше от денег, прочь от мерзкого озабоченного общества потребления, туда, где его не найдет Бизнес-бог со своей преданной паствой. И это его право. Другое дело, что спрятаться от всего этого практически невозможно. Везде достанут, даже на дне (тем более на дне), и поставят на подоконник сочный, пышущий силой и здоровьем фикус, как неизменный символ материального благополучия, или уничтожат, как лишний элемент в денежной системе. Но что же тогда делать? Как быть? Ответ, на мой взгляд, прост и банален – если не хочешь попасть в лапы хищного беспощадного зверя под названием деньги, если не хочешь быть зависимым от хрустящих, приятно пахнущих купюр, то просто перестань ставить их во главу угла, превращать в смысл своего существования и делать из них центр мироздания. Иначе говоря – относись к ним проще, не заморачивайся. Есть – хорошо, нет – ну и ладно.
Я пишу эту рецензию, злосчастные монеты по-прежнему лежат на столе, в пепельнице дымится дешевая сигарета, а в голове у меня неумолчно играет песнь благодарности Джорджу Оруэллу за его очередной шедевр. Писатель в очередной раз предстал передо мной этаким могучим титаном писательского мастерства, исполином литературы. Проблема, которую он поднял в своем романе и которую так искусно обыграл, еще долгое время будет оставаться злободневной. А каков язык! Острый, едкий, колючий, выжигающий нутро, пробирающий до костей. Его язык хлещет наотмашь, будто кнут в умелых руках пастыря. Оруэлл не только заставляет сопереживать главному герою, но и вызывает некое подобие злобы и обиды на весь белый свет, желание незамедлительно бросить вызов власти денег, и вместе с тем покорное смирение, принятие всех правил большой игры под названием человеческая жизнь. Так что, друзья, мне ничего не остается, как выйти на балкон и гневно закричать на весь мир: «Да здравствует чертов фикус! Да здравствуют чертовы деньги! Да здравствует чертово общество потребления! Да здравствует чертов Большой Брат!»
Да здравствует фикус! Дочь священника (сборник)
Скачать книгу в формате:
Аннотация
«Да здравствует фикус!» – горький, ироничный, во многом автобиографичный роман.
Главный герой – Гордон Комсток, непризнанный поэт, писатель-неудачник, вынужденный служить в рекламном агентстве, чтобы заработать на жизнь. Он презирает материальные ценности и пошлость обыденного уклада жизни, символом которого становится фикус на окне. Во всех своих неудачах он винит деньги, но гордая бедность лишь ведет его в глубины депрессии…
Комстоку необходимо понять, что кроме высокого искусства существуют и простые радости, а в стремлении заработать деньги нет ничего постыдного. Что же спасет его?
«Дочь священника» – роман, совсем не похожий на саркастичный «Скотный Двор» и мрачную антиутопию «1984». Роман, который познакомит вас с иным Оруэллом◦– мастером психологического реализма.
Эта история◦– жестокая насмешка над устаревшими нравами и устоями общества, живущего в религии без веры и ограничивающего свободу человека выбирать свой жизненный путь.
Отзывы
Популярные книги
- 39586
- 3
- 7
Алексей Пехов Страж. Тетралогия Страж История первая Ведьмин яр Ворон на ржаном поле не.
Страж. Тетралогия
- 66016
- 6
Рэй Брэдбери Вино из одуванчиков Уолтеру А. Брэдбери, не дядюшке и не двоюродному брату, но, в.
Вино из одуванчиков
- 56383
- 8
Роман «Триумфальная арка» написан известным немецким писателем Э.М.Ремарком (1898-1970). Автор расск.
Триумфальная арка
- 60950
- 1
- 11
Евгений Водолазкин – прозаик, филолог. Автор бестселлера “Лавр” и изящного historical fiction “Солов.
Авиатор
- 36640
- 2
- 6
Перенос души из одной оболочки в другую. Первая оболочка умерла в наше время на Земле, вторая моло.
Гаврош
- 33708
- 6
- 5
БИБЛИОТЕКА ПРИКЛЮЧЕНИЙ И НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ Серия основана в 1954 году НОВОСИБ.
Момент истины (В августе 44-го) Изд.1990
Дорогие друзья по чтению. Книга “Да здравствует фикус! Дочь священника (сборник)” Оруэлл Джордж произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Очевидно-то, что актуальность не теряется с годами, и на такой доброй морали строится мир и в наши дни, и в былые времена, и в будущих эпохах и цивилизациях. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. Кажется невероятным, но совершенно отчетливо и в высшей степени успешно передано словами неуловимое, волшебное, редчайшее и крайне доброе настроение. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. Умеренное уделение внимания мелочам, создало довольно четкую картину, но и не лишило читателя места для его личного воображения. Кто способен читать между строк, может уловить, что важное в своем непосредственном проявлении становится собственной противоположностью. Юмор подан не в случайных мелочах и не всегда на поверхности, а вызван внутренним эфирным ощущением и подчинен всему строю. Один из немногих примеров того, как умело подобранное место украшает, дополняет и насыщает цветами и красками все произведение. Обращают на себя внимание неординарные и необычные герои, эти персонажи заметно оживляют картину происходящего. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы “видишь” происходящее своими глазами. “Да здравствует фикус! Дочь священника (сборник)” Оруэлл Джордж читать бесплатно онлайн приятно и увлекательно, все настолько гармонично, что хочется вернуться к нему еще раз.
- Понравилось: 0
- В библиотеках: 0
Новинки
- 4
Семь эпизодов из жизни Дарта Вейдера. Исполнения с дайри-флешмоба, ключи – названия глав. .
Семь мгновений Вейдера
Семь эпизодов из жизни Дарта Вейдера. Исполнения с дайри-флешмоба, ключи – названия глав. .
Рецензии на книгу Да здравствует фикус!
“Рано или поздно, чаще всего под влиянием пропущенных стаканчиков, он, с гнусным привкусом нытья, начинал трепать про свою чёртову нищету. Случалось, от возбуждённой пьяной болтливости, живописал даже какие-нибудь жалостливые детали вроде того, что второй день без курева, что бельё в дырах, пальтецо в закладе.” (c.)
Гордон Комсток – слюнявое самовлюблённое, ничуть не оригинальное ничтожество, не более. Но с претензией. С претензией на идею, на творчество. О да, он же поэт, даром что никто его не читает, а сам он почти и не пишет. Но идея! У него имеется идея. Он объявил войну деньгам! Смысл? Причина? Прочь от «Хорошего места»! Зачем? А занимать деньги у нищей, работающей по десять часов в день сестры не зазорно. Объяснения всему этому нет. Ни для читателя, ни для самого Гордона. И потому добрых две трети книги представляют собой нытьё. А в финале Гордон Комсток женится и покупает ненавистный фикус. К чему всё это было и о чём? Я, честно говоря, так и не поняла. Да и сам Оруэлл меня разочаровал. Вызов системе? Нравам? Пощёчина общественному вкусу? Но позвольте, толпы таких же точно гордых нищих, способных думать только о деньгах и ни о чём кроме денег, уже прошлись по романам Достоевского и Диккенса. И сделали это куда более эффектно. А здесь что? Глупость и посредственность. За что его любят? Сестра, невеста, друг? Совершенно непонятно. Благополучного финала он не заслужил.
Возможно, конечно, что я ничего тут не поняла просто потому, что мне нравятся фикусы.
Ох как же меня бесил главный герой. Гордон – худо-поэт, объявивший войну деньгам, всячески опускает себя на дно, отказываясь от хорошей работы и ноет, ноет, как все ужасно и плохо в этом мире. Собственно, об этом вся книга.
Большего и сказать то нечего, кроме того, что мне герой был противен и непонятен. А самое непонятное было, как у такого человека вообще появилась девушка и были друзья! Причем они готовы были помочь, поддержать, сами предлагали одолжить денег и прочее, но о нет! Гордон принципиально отказывался, воспевая себя эдаким героем, не зависящем от денег. Однако за квартиру надо платить, чем-то себя кормить, покупать себе одежду. Но Гордон выбирает себе самую скучную и низкооплачиваемую работу, и жизнь на минимальные средства. Так и живет, высчитывая, сколько нужно оставить себе сигарет до зарплаты и ноет, что все построено на деньгах. Особенно раздражало, что он часто ныл девушка, мол “как она могла в него влюбиться, ведь он такой неказистый, бедный, а девушкам ведь нужны деньги!” И пошло поехало.
Идея автора понятна мне, что он хотел донести, что сейчас ценнее всего деньги и все построено на них, а на одной идее далеко не уедешь. Но было безумно скучно, и фишка с фикусом мне до конца не стала ясна. Порадовала хорошая концовка романа, честно говоря, я думала герой либо умрет, либо сойдет с ума. А попытки Гордона пойти против системы мне показались глупыми и слабыми – он как минимум несколько раз шел против своих принципов, одалживая деньги у других и принимая подначки, хотя каким противником он был. Уж если ему так противны деньги, ушел бы в лес или какую деревню, и стал бы отшельником. Или в монастырь, в конце концов – и в настоящее время есть такие люди. А так казалось мне, что Гордон кичился и просто привлекал к себе внимания и вызывал жалость у остальных.
Вот и давай вам книги из хотелок))
@nightka, меня главный герой тоже бесил, но сама книжка понравилась. Мне нравится, как Оруэлл пишет. По-моему он хотел показать такого типа, который своё неумение жить и отсутствие таланта прикрывает высокими идеями, и сам же им противоречит на каждом шагу, потому что они – всего лишь ширма.
#СВ1_2курс
Гордон Комсток. неоднозначный герой с сомнительными претензиями и странной философией жизни. Каково, презрев под видом земных благ “хорошее место” с нормальным заработком в пользу книжной лавки с маленьким почти нищенским доходом, жить, прикрываясь высокими идеями, псевдоценностями? Деньги, деньги. Наверно тысячу раз это слово повторяется на страницах книги. И сам герой, деньги презирая – постоянно думает, говорит о них и усматривает в поступках других людей этот единственный, основополагающий мотив. Но отказавшись от денег в пользу чистой поэзии, так ли оправдывает Гордон свои слова? И что это за жизнь, когда каждую копейку (простите, цент) надо беречь, не позволяя себе простых мелочей, не говоря о приличной одежде и жилье. И в такой жизни нет места искусству, потому что он все время думает о деньгах, однако на хорошую работу он идти не хочет, чтобы “Бизнесбог” его не поработил, следовательно. получается маленький замкнутый круг. Герой живет за счет других, беззастенчиво одалживает деньги у сестры (и никогда не возвращает). Мне до сих пор непонятно, каким образом у него могла появиться девушка, и здесь не до высоких претензий – неужели приятно быть с грязным, небритым, помятым, без одной дельной мысли полубомжом? Читая его речи не проникаешься великими порывами бросить все, посвятив служению Музе. Как будто нормальное существование убивает созидательные силы на корню, а грязный и неопрятный вид свидетельствует о писательской мощи.
Несмотря на отталкивающего главного героя, книга читается очень интересно. Пожалуй, следует что-то сказать и о фикусе. К слову, у меня фикусов нет (в силу моей низкой поливочной способности). Но как образ мещанской жизни – очень выразительно. Хотя я не согласна с главным героем, что вопрос выбора звучит именно так.
Дурак, эгоист, гордый идиот… На протяжении почти всей книги меня сопровождали такие мысли или же что-то очень подобное этому. Была бы моя воля, я бы явно не сдержалась и просто убила бы главное героя, Гордона, ещё до того, как он начал нормально и разумно мыслить. До этого почти все его действия и мысли были каким-то маразмом что-ли… Что-то такое, чего я не могла понять и в итоге, решила для себя, что это недалёкая фигня, которой он страдает.
Честно, говоря, общее мнение таково, что книга понравилась. Но, в какие-то моменты, я неимоверно злилась на Гордона, да чего уже там, я на парня своего не всегда такой злой была, как на Гордона. Почему? Он очень часто хотел просто взять и убежать от того, от чего никогда не выйдет убежать, ну как можно пытаться избегать очевидные вещи?! В этом мире так жить не выйдет, это уж точно. Из-за этих попыток, из-за своих дурацких бунтов против вранья, против какой-то несправедливости, он заставлял мучиться родных ему людей, которые, стоит отметить, к моему удивлению, не оставили его в таком сложном положении, и вот это мне очень сильно понравилось. Но, всё же, бунтовать в его возрасте, серьёзно? Это идиотизм, так как за 30 лет он не достиг, ровным счётом, ничего. Радует лишь то, что жизненные обстоятельства изменили его мысли и виденье этого мира. Хотя, стоит признать, что он этого хотел и ранее, но всё никак не мог признаться самому себе… А ведь давайте подумаем, часто ведь у нас такое бывает, правда? Часто мы не можем признаться себе в чём-то очевидном, так ведь? Как сказал сам Гордон: «Пришёл туда, куда хотел, сдался своим же тайным желаниям и успокоился в итоге.»
И мне кажется, что я догадалась, откуда пошло то, что парней хотят удержать с помощью ребёнка и страшат этим. Кажется, кто-то прочёл эту книгу и не совсем правильно её понял и туууут понеслось) Но, это всё уже не суть.
В итоге, что мы имеем? Каждому своё и как никак, а везёт, если мозгов и храбрости хватает признаться самому себе, что ты сам ничего не добьёшься… Хотя, почему? Смерти можешь и сам добиться.
В общем, книга мне понравилась, так что я рекомендую её к прочтению всем, кому интересно прочесть о человеке, который сверх наивен.
Ну что вам сказать?)
Не самые приятные впечатления после книги. Не мое.
На этом можно было бы и закончить, ахах)
Что мы имеем?
Гордон Комсток – поэт-неудачник, мистер «презираю-деньги-всей-душой-но-ною-что-их-нет” – одна штука.
Самокопание и возмущение несправедливостью мира – две штуки.
Фикус, как символ не ясно толком чего, – много штук.
В чем суть?
Гордон, такой весь несчастный, живет и ноет, что деньги правят миром. Конец)
И это я не шучу.
В романе есть сюжет. Он вращается вокруг Гордона и имеет финальную точку, но у меня сейчас впечатление «для чего я это прочитала?».
Это было не противно, не безобразно, нет. Это было откровенно скучно и бестолково.
Возможно, Оруэлл хотел донести, что деньги – беда нашего мира, что надо двигаться к мечте, заниматься тем, к чему лежит душа, но я не увидела этого всего в героях романа.
Гордон – озлобленная на весь мир тряпка, которая даже не пытается что-то делать. Он отказался от хорошей работы, потому что презирает деньги и тех, кто гонится за ними, но толку с того? Он, простите, просирает жизнь и плюет на своих близких, забивает на писательство и постоянно жалуется. Тошнило от него, серьезно. Другие герои тоже не блистают. Слонялись и показывали какой Гордон ущербный.
Не знаю, может я что-то не поняла, чего-то не увидела, но черт, у меня ступор когда думаю о ценности этой книги. Она не оставила после себя ничего кроме раздражения и сонливости.
Полагаю, что ценность книги в реалистичности и психологичности образов, а также в его добротном стиле) Да, от героя тошнит, но он интересен в этой своей тошнотворности. Не думаю, что идея была лишь в деньгах, но и вообще в идейности, в том, что даже хорошие и великие идеи можно опошлить и превратить во что-то больное и бесполезное, при худшем раскладе в тотальное зло.
@liu, может быть и так, скорее всего посыл был именно такой, но не моя это книга, не подружились мы с ней)
Ох уж эти фикусы! Задумываешься, а ведь встречаются иногда люди с одинаковыми проблемами, образом жизни, ценностями и мыслями… А, Вы же не знаете о чём там речь? Сейчас я все поясню, а потом поговорим.
Кто же у нас в центре сего великолепнейшего романа? Гордон. Информации явно недостаточно, что ж, встречаем мы его в книжном магазине за свойственным для критически мыслящих и творческих (не всегда) людей – размышлением о своей жизни, о современной поэзии и читателях, а ещё, конечно же, о своих собственных творениях. Ход мыслей, а также попытку создать своё новое творение, прерывают клиенты магазина, типажи которых наш главный герой уже давно выучил наизусть. Да и как тут не выучишь? Скука смертная – выставляй/убирай товар, да в маленькой библиотеке, что при магазине, выдавай постоянным покупателям книги (не забудь помочь им с выбором). Что же интересного в Гордоне, почему это вдруг нам будет интересно следить за его судьбой и мыслями? Обычный служащий без перспектив, ему уже под тридцать, видно, что небогат, поэт – разве не много таких мы уже видели на страницах многочисленных книг? Конечно, но наш Гордон не совсем типичен – с самого детства он ведёт войну с деньгами, с принятыми для общества нормами «нормального» человека – «хорошее» место, трудовое время строго в определённые часы, обязательно жена, дети (не один!), стандартная квартира, установленные места отпуска и многое-многое… Но ещё он всё-таки хочет написать что-то стоящее, помочь немного семье, пригласить свою девушку или хотя бы покурить. А что нужно для этого? Его злейший враг. Как это решить и возможно ли вообще это решить – всё в книге.
Эту книгу уже в сторону не отложишь – путь Гордона быстр. А превращение денег из средства в цель печалит и вызывает протест, ну как же, как же так? Роман этот частично автобиографичен, что, лично меня, заставляло более внимательно вчитываться детали, а уж одно то, что автор не хотел его печатать заинтересовало ещё сильнее. Признаюсь, не такой концовки я ждала в начале, видимо, «1984» нужно перечитать ещё раз. Образы людей и страхи Гордона мне понятны и, отчасти, я с ним соглашаюсь и вступаю в конфликт с внутренними подростком-максималистом и рассудительным взрослым, иногда заглядывает некая творческая полу невидимая личность. Очень не хочется это признавать, но, конечно же, есть правда здесь, и ничего не меняется уже очень-очень давно. И одновременно здесь же можно задуматься и о личном выборе (как жить, работать) и собственном отношении не только к деньгам, но и всему миру в целом. Но уж эти мне фикусы… Если бы он у меня был дома, отправила бы его за дверь.
Да здравствует фикус!
Да будет фикус! | |
---|---|
Keep the Aspidistra Flying | |
![]() ![]() |
|
Автор | Джордж Оруэлл |
Жанр | Роман |
Язык оригинала | английский |
Оригинал издан | 20 апреля 1936 |
Издатель | Victor Gollancz |
ISBN | 978-0-15-646899-2 |
Предыдущая | Глотнуть воздуха |
Следующая | Дочь священника |
«Да будет фикус!» (англ. Keep the Aspidistra Flying ) — изданный в 1936 году социально-критический роман Джорджа Оруэлла. Основа сюжетной линии романа, действие которого разворачивается в 1934 году, построена вокруг последствий отказа главного героя, Гордона Комстока, от денег, социального статуса и «обычной жизни», за знак согласия с законами которой он принимает непременно выставленный на подоконнике обывателей фикус. Но супружество и ожидаемое пополнение семейства заставляют Комстока примириться с этим домашним цветком.
Содержание
Действующие лица
- Гордон Комсток (Gordon Comstock) — «хорошо образованный и достаточно умный» молодой человек, с небольшой толикой «писательского таланта»;
- Розмари Уотерлоу (Rosemary Waterlow) — подруга Гордона, которую он встретил в рекламном агентстве, но о которой мало что узнал;
- Филипп Равелстон (Philip Ravelston) — богатый издатель, который придерживается левых взглядов, поддерживает и поощряет Гордона
- Джулия Комсток (Julia Comstock) — сестра Гордона, которая так же бедна, как он, и которая жертвует всем ради Гордона;
- г-жа Уисбич (Mrs. Wisbeach) — хозяйка пансиона, которая накладывает строгие правила в отношении её арендаторов;
- г-н Флаксман (Mr. Flaxman) — сосед Гордона, работающий коммивояжёром на косметическую компанию, который временно развёлся с женой;
- г-н Маккечни (Mr. McKechnie) — ленивый шотландец, которому принадлежит первый книжный магазин, в котором работал Гордон;
- г-н Чизман (Mr. Cheeseman) — зловещий и подозрительный владелец второго книжного магазина.
Литературное значение и критика
Сирил Конноли написал две рецензии к моменту публикации романа. В Daily Telegraph он описал её как «варварскую и горькую книгу» и сказал: «Истины, которые автор излагает, настолько неприятны, что каждый боится даже их упоминания». В New Statesman (недоступная ссылка) он написал: «Мучительная и абсолютная бедность» и «прямые и резкие слова, порой заставляют читателя почувствовать себя в руках дантиста с жужжащей бор-машиной у лица».
В письме Джорджу Вудкоку 28 сентября 1946 Оруэлл отметил, что это была одна из двух-трех книг, которых он стыдился. Так же, как и «Дочь священника», «он был написан просто в качестве упражнения, и я не должен был публиковать его, но я отчаянно нуждался в деньгах». Оруэлл добавил, что «в то время у меня не было мыслей о книге, но я голодал и должен был что-то принести, чтобы получить 100 фунтов стерлингов». Однако, несмотря на мнение Оруэлла, роман завоевал своих поклонников, в частности, Лайнела Триллинга, который назвал его «самой полной суммой пороков коммерческой цивилизации, которые когда-либо были собраны».
Экранизация
Экранизация «Да будет фикус!» была создана в 1997 году режиссёром Робертом Бирманом, где в главных ролях снялись Ричард Э. Грант и Хелена Бонэм Картер. Фильм вышел в Северной Америке и Новой Зеландии под названием Merry War.